Воскресенье, 19.11.2017, 09:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
Главная » 2013 » Апрель » 26 » Собрание СОЧИнений
21:20
 

Собрание СОЧИнений

Амбициозный бизнес-проект под названием "Сочи-2014" соображают на троих - государство, Владимир Потанин и Олег Дерипаска. Простым курортникам может не остаться места под солнцем

В этом южном городе все дышит зимой - зимой 2014 года. Только на первый взгляд ничего не изменилось - те же пыльные пальмы, то же солнце, море и горы. Но через секунду ловишь себя на мысли, что это не банальные курортные достопримечательности, а те самые "олимпийские объекты". Ведь прочих, рукотворных, пока нет. Остро не хватает и многого другого - нормальных дорог, чистых пляжей, хороших гостиниц, электроэнергии и качественного курортного сервиса - пожалуй, это самый существенный дефицит. Зато есть 12 миллиардов условных единиц, готовых вскоре пролиться на Сочи золотым дождем, превратив его в Город солнца не только в прямом, но и в философском смысле. Через семь лет здесь будет такой город-сад, который не снился ни Маяковскому, ни Кампанелле. Если, конечно, в "планы партии" не вмешаются злой рок, цены на нефть и чиновничье лихоимство. Впрочем, с последней бедой на сей раз должно быть полегче, поскольку подготовкой к олимпийским стартам наряду с государством займутся частные инвесторы. Горы и долины по-братски поделены между двумя крупнейшими российскими бизнес-структурами: вершины - за "Интерросом" Владимира Потанина, равнина - вотчина "Базового элемента" Олега Дерипаски.

New Sochi

Штаб-квартира главного на ближайшие семь лет предприятия страны ФГУП "Дирекция развития Сочи", подчиненного Минэкономразвития, располагается на 14м этаже бизнес-центра с говорящим названием "Олимпийский". О сложности стоящих перед ФГУПом задач красноречиво свидетельствует объявление налево от лифта: "Уважаемые арендаторы! В связи с отключением электроэнергии производится включение электрогенератора. Убедительная просьба не пользоваться электрическими чайниками, кондиционерами и т. п.". Но первый замглавы дирекции Сергей Суханов излучает уверенность: "Успеем!" Более того, "в некоторых случаях" обещает управиться со строительством досрочно: "Мы себе отводим меньше семи лет". Впрочем, это не повышенные обязательства, а требование МОК: до Олимпиады спортивные объекты должны успеть пройти обкатку менее солидными стартами. За шесть лет - и время уже пошло - предстоит не только воздвигнуть с нуля все олимпийские объекты, но и фактически полностью обновить дышащую на ладан городскую инфраструктуру.

Первый признак неотвратимо надвигающегося аврала - разрывающийся каждые две минуты телефон замгендиректора. "Сумасшедший дом какой-то", - в сердцах бросает он, в очередной раз хватая трубку. Поводов для треволнений и впрямь предостаточно. Дирекция - главный госзаказчик в рамках Федеральной целевой программы развития Сочи. Учитывая исполинские масштабы этого "собрания сочинений", а также то, что заказы в строгом соответствии с законом будут размещаться только после проведения конкурса, день для работников ФГУПа по идее должен вскоре слиться с ночью. Конкурсы, кстати, уже вовсю идут, правда, пока в основном прикладного, так сказать, значения. К примеру, последний из объявленных - на поставку автомобиля Chevrolet Niva (начальная цена 403 тысячи рублей) для нужд дирекции.

Между тем первый этап предолимпийской гонки завершается уже в этом году. До его финиша предполагается закончить с проектами, а кое-где уже и приступить к строительству. Большая стройка начинается с радикального обновления транспортной инфраструктуры: город и сегодня задыхается от пробок, а если ничего не менять, может и вовсе задохнуться, причем безо всякой Олимпиады. Дороги - это самая большая статья расходов по федеральной программе - 116 миллиардов рублей. Из них два с небольшим приходится на завершение строительства нового аэровокзального комплекса. Казна тут не пострадает: расходы несет владелец воздушных сочинских ворот - компания "Базовый элемент". Но на наземные магистрали придется раскошелиться бюджету.

Список решений транспортной проблемы поражает воображение. Многоуровневые развязки, новая, параллельная нынешней, автомагистраль в Красную Поляну с километровыми туннелями в скалистой толще гор. На десерт - 62 километра легкого метро, которое соединит аэропорт Адлера и прибрежную Олимпийскую деревню с урочищем Грушевая Поляна - наиболее удаленной от побережья точкой Красной Поляны, где будет построена санно-бобслейная трасса. Правда, о давней мечте сочинцев и курортников - переносе подальше от берега железной дороги (вплоть до центра города она идет вплотную к морю, наполняя лязгом и грохотом прибрежные отели и санатории) - речи пока не идет. "Это второй грандиозный проект", - вздыхает Суханов. Однако за семь лет многое может измениться.

Общеизвестно, что сумма расходов на подготовку к Олимпиаде - почти 314 миллиардов рублей:195 миллиардов составят казенные инвестиции, 119 приходится на частные. Но за время большого пути "собачка" может изрядно подрасти. По словам Суханова, "точное количество денег будет определяться по проектным документам". Это подтверждает и недавнее заявление министра финансов Алексея Кудрина о том, что при необходимости финансирование программы развития Сочи может быть увеличено. Словом, с чем с чем, а с деньгами, похоже, напряженки не будет.

Помимо дорог, энергетики и социалки государство берет на себя возведение всех ледовых арен, а также стадиона, где пройдут церемонии открытия и закрытия Игр. Все это великолепие сосредоточится в Олимпийском парке, который разобьют у моря, на Имеретинской низменности. "Казенными" будут и некоторые спортивные сооружения в горах - трамплины, биатлонный и лыжный комплексы, санно-бобслейная трасса. Остальное - зона ответственности инвесторов.

Домики в "деревне"

Место будущей Олимпийской деревни отыскать не так-то просто. Имеретинская низменность, в просторечии Имеретинка, находится в добрых 40 километрах от центра Сочи в сторону абхазской границы. Кроме того, путешественнику нужно еще преодолеть замысловатый лабиринт заборов, гаражей и частных домов. За ними взору открывается чудный вид на огромный пустырь, местами сильно заболоченный, местами обитаемый. Из следов человеческой жизнедеятельности - сельхозугодья, свалки и строения разной степени совершенства, от сараюшек до вполне приличных вилл. О грядущих олимпийских стартах пока напоминает лишь огромный 30-метровый билборд, сообщающий, что нелегкая судьба занесла вас в будущий Олимпийский парк, где будут жить и соревноваться хоккеисты, конькобежцы, фигуристы и керлингисты. Сюрреалистический пейзаж дополняют плещущееся в ста шагах от билборда море и невыносимый июльский зной. К слову, Имеретинская низменность - самая теплая точка страны, температура здесь, как правило, на пару градусов выше, чем в Центральном районе Сочи.

Но трудности не пугают инвестора. По словам Владимира Шеянова, представителя "Альтиус Девелопмент", дочерней структуры "Базового элемента", общий объем инвестиций в проект "Имеретинская ривьера" составит порядка двух миллиардов долларов. В "Ривьере", занимающей 180 гектаров к западу от "федеральной" части Олимпийского парка, расположатся три олимпийских объекта, строительство которых профинансирует "Базэл": это основная Олимпийская деревня на 3200 мест, пресс-центр и телецентр. Шеянов решительно отвергает предположения о том, что вложения в "Ривьеру" являются завуалированной формой благотворительности: "Это бизнес-проект. Все строящиеся нами объекты в послеолимпийский период будут использоваться в коммерческих целях. Олимпийская деревня - это гостиницы, теле- и пресс-центры. Их предполагается использовать как торгово-выставочные и развлекательные комплексы". Более того, по словам "базэловца", учитывая близость Красной Поляны (полчаса езды на будущем легком метро), проект - настоящая золотая жила: "Гостиниц, которые имеют два пиковых сезона, в мире практически не существует! В летний сезон "работает" море, субтропики, зимой - горы". Ориентировочный срок окупаемости "Ривьеры" - 8 лет.

Под стать этим сказочным бизнес-перспективам будет и архитектура "Ривьеры". Предполагается, что Олимпийская деревня будет состоять из четырех зданий, будущих отелей. В настоящее время рассматриваются две архитектурные концепции. Первая основана на техностиле. Как гласит пояснение к эскизному проекту, это направление - празднование российской культуры: "различные зоны курорта выражают собой формы, мотивы, изображения и персоналии российской музыки, танца, театра, изобразительного искусства, литературы и кино". Из этой серии отели "Павлова", "Стравинский", "Чехов" и "Шагал". Второй, исторический, стиль отражает "историю и культуру России от великого имперского периода... до геометрических форм ар-деко и конструктивизма начала XX века". Отсюда - "Восток", "Тройка", "Эрмитаж" и все тот же футуристический "Шагал".

Олимпийскими объектами проект, понятное дело, не исчерпывается. Появится все, что полагается всякой уважающей себя ривьере: элитные жилые комплексы, рестораны, клубы и пляжи. Будет даже свой природный парк (вокруг двух озер, попавших в зону "Базэла"), в котором планируется воссоздать уголок изначальной имеретинской природы с соответствующей флорой и фауной. Будут набережные с пальмами, кипарисами и прочими типичными представителями курортной растительности. Для дендрарных целей в "Ривьере" предлагается создать собственный питомник: саженцы должны привыкнуть к местному грунту и успеть подрасти до Олимпиады.

А начать преображение местности в "Базэле" вообще собираются с возведения марины - стоянки для яхт. Выбор может показаться странноватым (Олимпиада, несмотря на климат, все-таки зимняя), но он диктуется жесткой производственной необходимостью. Завоз грузов в Сочи - одна из самых больших проблем развертывающейся большой стройки. Ни железная дорога, ни тем более извилистый серпантин автомобильной трассы с этим безудержным многомиллионотонным потоком явно не справятся. Остается одна, морская, альтернатива: на время строительства будущая марина будет играть роль грузового порта.

Завершить строительство олимпийской части "Ривьеры" в "Базэле" рассчитывают в 2013 году. Вероятность выхода из проекта или долгостроя, по словам Шеянова, полностью исключается: "Подводить страну в такой ситуации - конец всему бизнесу".

Высокий бизнес

...Тишину горного ущелья взрывает шум лопастей. "Это наш вертолет, - комментирует Александр Белокобыльский, директор сочинского филиала компании "Роза Хутор", дочерней структуры "Интерроса". - Возим бетон для заливки опор канатной дороги". Опоры, естественно, тоже монтируются с вертолета - другой дороги, кроме воздушной, на вершину горы Аибга пока нет. Но уже скоро появится: первая линия подъемника, "лифт А", с которой начинается движение от подножия к аибгинской макушке, вот-вот будет готова. Остальные три, входящие в первую очередь, предполагается завершить к 2009 году. После чего горнолыжный курорт Роза Хутор сможет принять первых клиентов и провести первые соревнования: перед Олимпиадой трассы требуется как следует обкатать.

На Роза Хуторе пройдут соревнования по основным олимпийским горнолыжным дисциплинам: мужскому и женскому скоростному спуску, слалому и сноуборду. "Не на всех склонах, где проходили олимпийские соревнования, есть возможность проводить одновременно все виды горнолыжных соревнований, - гордится директор. - У нас такая возможность имеется". Впрочем, по словам Белокобыльского, проект начал реализовываться еще четыре года назад, когда об Олимпиаде не было и речи. Когда же возникла идея Сочи-2014, "хуторяне" показали будущий курорт соответствующим экспертам, и тем все очень понравилось. В особенности перепад высот на трассе мужского скоростного спуска, составляющий около километра. По словам Белокобыльского, это "стержень, вокруг которого строится вся Олимпиада". Нет этой трассы, нет и зимней Олимпиады. К примеру, корейцы, по информации "розахуторца", подобным природным богатством похвастаться не могли. Правда, вроде бы обещали в случае победы своей заявки нарастить гору. Но у нас-то все натуральное!

Стоимость первой очереди проекта (в принципе ее достаточно для горнолыжной части олимпийской программы) составляет 240 миллионов долларов. Но "Интеррос" готов вложить в Сочи и Красную Поляну гораздо больше - около полутора миллиардов. Роза Хутор будет постепенно прирастать новыми трассами и новыми линиями подъемников, а также соответствующей инфраструктурой - ресторанами, многочисленными отелями (в перспективе в них смогут разместиться порядка десяти тысяч человек) и прочими радостями курортной жизни. Кроме того, возможно, потанинские структуры займутся освоением Грушевой Поляны.

О сроках окупаемости проекта в "Роза Хутор" говорят пока очень осторожно: возврат вложенных средств планируется не раньше, чем через 11-12 лет. Но в коммерческих перспективах своего предприятия у них нет ни малейшего сомнения. "Посмотрите, что творится в Красной Поляне в январские каникулы! - восклицает Александр Белокобыльский. - Люди за месяц бронирует гостиницы, готовы по часу стоять в очередях на подъемник и платить по полторы тысячи за однодневный абонемент!" А все потому, что "наш человек" предпочитает кататься у себя в стране, "даже если это чуть дороже". Да и цены - дело поправимое: будет конкуренция (пока что в Поляне единственный действующий подъемник), и цены станут "не выше, чем в Европе".

О ценах ниже, чем в Европе, в Сочи и окрестностях давно уже никто не говорит. "Из провинциального города Сочи превращается в дорогой курорт, - с удовлетворением констатирует главный архитектор города Олег Гусев. - Природа и инфраструктура города не смогут выдержать притока огромных масс отдыхающих. Пусть туристов будет меньше, но им будут оказываться более качественные услуги".

Комментарии здесь в общем-то излишни. Но несколько дополнительных штрихов на тему того, каково будущее бывшей всесоюзной здравницы, привести стоит. Цены на сочинское жилье экономкласса достигли 3-4 тысяч долларов за метр. Элитные новостройки, коих наблюдается острый дефицит, выставляют на продажу по цене от 7-10 тысяч долларов. Контингент отдыхающих ожидается соответствующий. Уже объявлено о строительстве Sochi Luxury Village. Первая и пока единственная в стране "деревня", где торгуют предметами роскоши, находится, напомним, в Барвихе, на подмосковной Рублевке. Сочи обещает стать вторым оазисом русского капитализма. Впрочем, почему же вторым? В субтропическом климате богатство и роскошь расцветают пышнее, чем в средней полосе.

Сочи-Москва

Андрей Владимиров

Просмотров: 251 | Добавил: mandow | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz